30 Января 2017 22:27

Король автоспорта

ec26093f68761dc81357b35f17cf0553.jpg

История Берни Экклстоуна, подарившего миру самые зрелищные гонки.

Берни Экклстоун родился в скромной семье рыбака, в деревушке в пяти километрах к югу от городка Бангей графства Саффолк. Свои первые деньги Берни заработал на продаже пирожных, а уже в 16 лет, сразу после окончания школы, он пошёл работать на местный газовый завод и увлёкся мотоциклами. Вскоре юный Экклстоун решил монетизировать своё хобби и стал продавать запчасти. Всё это он делал ради своей главной мечты – стать профессиональным гонщиком.

Неплохо заработав на продаже запчастей для мотоциклов, уже в конце 1940-х Берни, пусть и не очень успешно, но попробовал себя в гонках. А в своём будущем детище — «Формуле-1», он дебютировал в 1957-м. Правда, не в качестве гонщика, а как промоутер сначала британского гонщика Стюарта Льюиса-Эванса. Но дух гонщика по-прежнему жил в Экклстоуне, и в 58-м он попытался и пройти квалификацию на Гран-при Монако. Правда, у Экклстоуна ничего не вышло. Но самое страшное произошло позже - через полгода в аварии погиб его подопечный, что выбило Берни из колеи. Хоть смерти в «Формуле-1» были практически обычным делом, от такого удара Экклстоун долго не мог оправиться.

Вернулся в гонки Берни лишь через десять лет, став менеджером австрийского гонщика Йохана Риндта. Йохан быстро завоевал сердца болельщиков «Формулы» - молодой, красивый, быстрый, уверенный в себе. Но и тут случилась трагедия – на злополучной трассе в Монце Риндт трагически погиб. При этом он одним из первых образщал внимание на небезопасность своей машины. Риндт, кстати, стал единственным гонщиком в истории, ставшим чемпионом «Формулы-1» посмертно. В последующей гонке никто так и не смог догнать подопечного Берни Экклстоуна.

ff4a1130fce1eb7936212312b4da4920.png

Британский менеджер после этой трагедии решил остаться в «Формуле», чтобы навести там свои порядки. Уже через два года он купил команду «Брэбем», и постепенно начал прибирать всю «Формулу» к своим рукам.

Тогда, в 1970-х годах, «Формула-1» потихоньку начинала превращаться в профессиональный спорт: стали появляться передовые технологии, а гонщики, опасаясь за свои жизни, объединились в профсоюз. Экклстоун же во главе «Брэбема» начал энергично объединять команды, создав Ассоциацию конструкторов «Формулы-1» FOCA. Именно тогда рядом с ним появился человек, вместе с которым он руководил гоночной империей на протяжении последующих десятков лет, — Макс Мосли.

Экклстоун, будучи невероятно талантливым бизнесменом, разглядел в «Формуле-1» огромный потенциал. Хотя потенциал-то видели многие, но вот реально заработать на гонках никто не мог. Это всё больше походило на соревнования для аристократов. И вот Экклстоун Известна история, как в середине 70-х Экклстоун пришел к коллегам по «Формуле» и сообщил, что купил телеправа на серию за миллион долларов, и что если кто-то хочет себе 10 процентов, то пусть заплатит Берни 100 тысяч долларов. Не заплатил никто, так как в коммерческий успех «Формулы» особо не верили.

Считается, что одним из самых важных эпизодов в развитии «Формулы-1» стал Гран-при Японии 1976 года, в котором решалось, кто же станет чемпионом сезона. За это звание боролись два гонщика – Джеймс Хант и Ники Лауда. Противостояние этих гонщиков уже тогда вызывало немалый ажиотаж во всём мире, и многие телекомпании были готовы показать решающую гонку года. Однако Экклстоун заявил, что для того, чтобы показать Гран-при, каналы должны будут купить права на весь сезон. И ему это удалось. Правда, ради этого пришлось проводить гонку в проливной дождь – что поделать, раз трансляцию уже купили? В итоге гран-при завершилось скандалом – Лауда не решился продолжать гонку в таких условиях, и чемпионом стал Хант.

2587a6fecff10fed0c33db1dc8a725a9.jpg

Затем Экклстоун и Мосли стали постепенно прибирать к своим рукам весь бизнес «Формулы-1». Их FOCA некоторое враждовала с другой управляющей организацией FISA, но Экклстоун оказался сильнее. Именно при Мосли и Экклстоуне «Формула-1» превратилась из рискованной забавы для аристократов в действительно мощную индустрию, которая стала называться «королевой автоспорта». Лучшие гонщики своих времён – Айртон Сенна, Михаэль Шумахер стали культовыми мировыми брендами, а телеаудитория гонок стала действительно гигантской (например, в 2008 году одну гонку в среднем смотрели 600 миллионов человек).

62a6528a35e7aa66e3500bd30fe72a0f.jpg

Благодаря Экклстоуну «Формула-1» стала ассоциироваться не с рисковыми парнями и повёрнутыми на машинах механиками, а скорее с гламуром, звездами и красивой жизнью. И Берни стал её олицетворением: его состояние достигло трёх миллиардов долларов. Это стало возможным ещё и благодаря тому, что Берни как никто другой чувствовал тренды. Именно он одним из первых обратил внимание на азиатский рынок, начав проводить гонки в Китае, Малайзии, Сингапуре, Индии, Абу-Даби. Именно он проводил два гран-при в Германии, когда самым популярным гонщиком был Шумахер, и два гран-при в Испании, когда лучшим был Фернандо Алонсо. Ещё одной важной чертой Экклстоуна всегда была его жёсткость – все в один голос рассказывают, что «Формула-1» при Берни была самой настоящей диктатурой.

И вот, 23 января 2017 года этой диктатуре пришёл конец. «Сегодня я отправлен в отставку. Я ухожу. Это официально. Я больше не глава компании. Мой пост займёт Чейз Кэри. Мой новый статус – одна из их американских уловок. Кажется, он называется «почётный президент». Не представляю, что значат эти слова», - даже о своей отставке Экклстоун объявил жёстко и без сантиментов. Великий человек!
Загрузка...
Аудио
Видео
лента новостей