28 Декабря 2013 17:39

Владимир Чагин: "Предстоит трудный "Дакар" на выносливость"

Владимир Чагин: "Предстоит трудный "Дакар" на выносливость"

Артем Дроздов: «Радио Спорт» совместно с телеканалом «Eurosport» представляет радио блог «По горячим следам «Дакара». Проект стартует 9 января и продлится до 20 января, каждый день мы будем информировать наших слушателей о последних событиях «Дакара» и давать в эфир интервью с российскими участниками. Ну а теперь туш, аплодисменты, я приветствую в студии «Радио Спорт» живую легенду мирового автоспорта, многократного победителя Дакара ныне руководителя команды «КАМАЗ-мастер» Владимира Чагина. Владимир Геннадьевич, здравствуйте! Большое спасибо, что в предновогодней суете выбрали время и посетили нашу радиостанцию и согласились пообщаться и со мной, и с нашими радиослушателями. А вообще суета новогодняя в вашей жизни присутствует или целиком и полностью все время отдано подготовке к «Дакару»?

Чагин В.Г.: Добрый вечер. Спасибо за приглашение, рад быть у вас в гостях. Автомобили, на которых мы будем участвовать в «Дакаре-2014», уже прибыли благополучно через океан в Буэнос-Айрес, ждут команду. И команда 30 декабря вылетает, чтобы принять участие в очередном для нас 23 «Дакаре».

Артем Дроздов: То есть Новый год без семьи, Владимир Геннадьевич, да?  

Чагин В.Г.: Да, к сожалению вот можно это уже посчитать, что 23-й раз члены нашей команды, к сожалению, Новый год встречают вдали от дома, без снега. Раньше это было в африканской пустыне, сейчас в Америке. «Дакар» — это первое соревнование года, открывается спортивный календарный год. Всегда это было 1 января, последние два года — 5 января. Надеемся, что нам это принесет удачу.

Артем Дроздов: Вы как хоккеист Третьяк, ветеран наш, рассказывали: как Новый год, так турне в Канаде и в США и без семьи, без всего. А может быть как-то с собой родственников можно взять? Или все, отключаетесь целиком и полностью сосредотачиваетесь на «Дакаре»? Все-таки семейный праздник, мы привыкли к этому.

Чагин В.Г.: Конечно плохо без семьи, это семейный праздник, безусловно, но наши семьи, наши дети, жены относятся к этому с пониманием, уже привыкли к этому. Ждут нас после нашего возвращения, а то, что вы заметили, это действительно так. Две недели нужно иметь максимальную собранность, сосредоточенность, чтобы добиться спортивного результата.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, давайте непосредственно к команде перейдем. Вы уже руководитель. Чем это отличается, по занятости больше или меньше? Раньше, понятно, у вас был экипаж, автомобиль, вы пилот. А сейчас получается, у вас несколько экипажей, несколько пилотов, несколько автомобилей, работы, понятно, прибавилось. Как вообще прошел переход от одного рода деятельности к другому?

Чагин В.Г.: Да, конечно, первое время было очень необычно, тяжело уходить из спорта. Это произошло в 2011 году после нашего победного «Дакара». Я 15 лет ездил пилотом на соревнования и сейчас нагрузка, ответственность, конечно, кратно выросла. Если раньше я отвечал за свой экипаж, за результат своего экипажа, то сейчас ответственность перед нашими партнерами, перед нашими болельщиками, перед руководством нашего завода, республики, несу уже за всю команду. Занимаюсь тренерской работой, готовлю пилотов, весь свой опыт, который за все эти годы во мне накоплен, который я имею, делюсь с ними, безусловно, все рассказываю. Считаю что опыт, который я имею — это собственность нашей команды, я обязан это делать.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, ну тогда давайте непосредственно перейдем к стартующему «Дакару». Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это будет за гонка, за марафон и какие опасности, особенности? Интересно услышать нашим радиослушателям, они присылали нам и вопросы свои, и звонили, и хотят подробностей, чего им ожидать в этот раз?

Чагин В.Г.: Да, есть что рассказать о предстоящем «Дакаре». Если кратко, то он будет проходить по территории двух стран — Аргентины и Чили. Старт 5 января в аргентинском городе Росарио, который находится в 300 км от Буэнос-Айреса. Участники переедут почти всю Аргентину, горы Анды, поднимутся на высоту 4 800 метров, очень высоко, конечно, нехватка кислорода, трудно и людям, и автомобилям, моторам. Финиш 18 января в чилийском городе Вальпараисо. В этом году впервые «Дакар» стартует и финиширует не в столицах стран, как это было традиционно всегда. Думаю что это тоже интересная задумка организаторов. Должно, как всегда, получится на высоком уровне. Из особенностей предстоящего «Дакара» — главное следует отметить, что протяженность гонки стала длиннее почти на 1,5 тысячи километров — 9 тысяч. И что самое важное, длина скоростных участков того самого бездорожья, которое идет в зачет, стало почти в 2 раза больше. Спецучастки в предыдущие годы ежедневно были 300-350, максимально 400 км. 1-2 дня. В этом году 600, 500 км, 400 минимум. Предстоит трудный «Дакар» на выносливость людей и на выносливость техники.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, я не понимаю просто, сразу хочу вопрос задать, как это вообще можно выдержать? Вот человек как это может выдержать? Это сравнить разве можно только с, я не знаю, полетом в космос, наверное.

Чагин В.Г.: Действительно, это трудное испытание, самое сложное соревнование в мире в автомобильном спорте. И даже такое бытует выражение, такое высказывание что «я сделал Дакар». Те, кто смогли проехать всю дистанцию гонки, не сошли, потому как до финиша доезжает меньше половины, 35-40%. Представляете, какая радость для тех, кто просто проехал весь Дакар. А попасть во вторую десятку, в первую или на подиум, это конечно безумное счастье.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, знаете, я не случайно сейчас сравнил пилотов «Дакара» с космонавтами. Знаю, что перед полетом в космос у космонавтов есть такая традиция, они смотрят кинофильм «Белое солнце пустыни». А какая традиция есть у вас? Вы сказали «все, 30 улетаем, гонка» и практически на месяц — тоже достаточно большой срок. Как вот вы провожаете себя, что у вас? Интересно.

Чагин В.Г.: У каждого члена команды, у каждого члена экипажа, наверное, что-то свое есть, какие-то обычаи. Провожает семья, провожают дети, провожают жены, друзья. Каждый к чему-то привык, что-то приносит удачу. Конечно, это свойственно всем людям и такое в нашей команде, конечно же, есть.

Артем Дроздов: А общего такого нет? Чтобы всем вместе собраться, посидеть на дорожку, может кино какое-то посмотреть, такого нет, да? Идея неплохая, я делюсь.

Чагин В.Г.: Я подумаю над этим, спасибо.

Артем Дроздов: У нас на проводе сейчас Дмитрий, здравствуйте и пожалуйста, ваш вопрос Владимиру Чагину.

Радиослушатель Дмитрий: Здравствуйте. Хочу, во-первых, поздравить вас с наступающим Новым годом.

Чагин В.Г.: Спасибо.

Радиослушатель Дмитрий: Большой поклонник Владимира именно по «Дакару», по нашему «КАМАЗу». Все прекрасно, очень приятно, когда все это происходит и наши тем более добиваются таких успехов. И вы сделали такую большую площадку для молодых, очень приятно на самом деле. Но у меня вот такой вопрос: всем известно что в пустыне очень сложно проводить гонки, очень сложно дышать. Как вам с этим удалось справляться? Потому что все эти ветер, песок, все идет в легкие, насколько это трудно дышать во время гонки? Спасибо вам огромное, с наступающим еще раз.

Чагин В.Г.: Сегодня легко не только дышать, вы правильно заметили, хорошо, что понимаете и чувствуете атмосферу, в которой находится экипаж, участвующий в «Дакаре». В январе в Аргентине, в отличие от нас, лето, это у нас зима. Температура достигает 40-45 градусов в пустыне Атакама, самой безжизненной пустыне на планете, до 50.

Артем Дроздов: А ночью наоборот, Владимир Геннадьевич, холодно? Нет?

Чагин В.Г.: Нет, ночью температура держится такая же жаркая 40-45, очень жаркая. И во время движения на спец участках, особенно во время обгонов сильная пыль, ничего не видно и в кабине под 50. Все это в пыли происходит, конечно же, тяжело организму особенно в горах. Я уже говорил, что поднимаемся на высоту 4 800 метров, несколько скоростных участков по бездорожью происходит на высоте больше 3 000 метров. Нехватка кислорода, конечно организму трудно с этим справиться, но на то он и «Дакар» — это гонка на выносливость людей и на выживаемость, наверное, так сказать.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, вот еще было сообщение, что и через Боливию небольшой этап пройдет. Так это или нет?

Чагин В.Г.: В этом году впервые маршрут гонки будет проходить через Боливию, правда всего 1 день, потому как там высокогорье, узкие дороги и только одна категория — мотоциклов. Один спецучасток по Боливии проведет. Думаю, что в последующие годы уже по большей части Боливии будет проходить гонка.

Артем Дроздов: Андрей, здравствуйте, мы приветствуем вас, вы в эфире. Задавайте, пожалуйста, свой вопрос.

Радиослушатель Андрей: Добрый вечер, Артем. Добрый вечер, Владимир. Поздравляю всех с наступающим Новым годом, радиослушателей «Радио Спорт» и вас. Желаю, чтобы 2014 год стал лучше 2013 года во всем. А вопросик у меня следующий: скажите, пожалуйста, была ли такая ситуация, когда вам было очень страшно или очень боязно в гонке?

Артем Дроздов: Такой интересный вопрос, серьезный.

Чагин В.Г.: На счет страшно… Чтобы не было страшно пилоту и рядом сидящим штурману и механику, нужно самому пилоту не создавать такой ситуации, потому как все находится в его руках. И конечно опасно, когда в горах в высокогорье проходит гонка, узкие горные дороги, особенно сложно грузовикам. Посмотреть вниз в высокое ущелье и ехать нужно все равно быстро, потому что можно серьезно потерять время и проиграть в этот день. Конечно же, не буду лукавить, страшновато. Тяжело бывает, когда случаются какие-то проблемы с машиной, остановки. Конечно, начинается потеря времени. Здесь нужно собраться с мыслями, мгновенно оценить ситуацию, принять правильное решение. Этим и интересен «Дакар», что здесь за 2 недели происходит столько событий, по концентрации событий приравнивается, думаю, к примерно полугоду обычной жизни. Потому что и во время спецучастка, и во время обслуживания, ремонта техники на биваках, вы видели — это целые цеха в пустыни, какая-то неисправность или поломка устраняется в обычной жизни несколько дней, а здесь нужно сделать это за несколько часов или за несколько минут. Действительно на «Дакаре» собираются только настоящие профессионалы, мастера своего дела, тем гонка и интересна.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, ну не можем мы с вами сейчас не поговорить о наших экипажах, и я хочу вас попросить представить своих подопечных. Кто вообще будет представлять Россию, «КАМАЗ» на стартующем «Дакаре»?

Чагин В.Г.: Да, с удовольствием это сделаю, конечно. Команда «КАМАЗ-мастер» в этом году, в следующем вернее, участвует пятью экипажами. Три из них участники «Дакара-2013» — это экипаж победителя Эдуарда Николаева, серебряного призера Айрата Мардеева и бронзового призера Андрея Каргинова. Перед этими экипажами задача стоит быть в первой десятке, постараться забраться на подиум. Около 20 экипажей из 71 участвующего в категории грузовик, грузовых автомобилей, реально претендуют на подиум. Нелегко будет с ними бороться, поэтому задача перед этими такая. Еще два экипажа Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова — это наши молодые пилоты, они впервые за рулем будут участвовать в «Дакаре». Они были на этой гонке в роли механиков экипажа, но вот самую высокую ответственность, конечно, будут нести впервые, сидя за рулем боевых грузовиков. Хотя и Антон Шибалов выиграл в этом году гонку «Африка Рейс», проходящую по территории классического «Дакара». Дмитрий Сотников победитель ралли «Шелковый путь», которое проходило в июле этого года по территории России. Но ребята еще набираются опыта, учатся, поэтому перед ними задача проехать весь маршрут «Дакара», всю дистанцию, не иметь поломок, получить опыт, ну, и показать результат, какой получится.

Артем Дроздов: Главное набить руку.

Чагин В.Г.: Правильно, набить руку, не иметь поломок, ехать надежно, аккуратно и довести машину до финиша.

Артем Дроздов: Ну а мы давайте сейчас вновь пообщаемся с нашими радиослушателями. Юрий, здравствуйте, задавайте, пожалуйста, ваш вопрос.

Радиослушатель Юрий: Добрый вечер. Очень рад слышать такого гостя, которым мы очень сильно гордимся, потому что считаем, что ралли «Париж-Дакар» наверное, правда, самое тяжелое авто спортивное событие, да и в принципе, я думаю, во всем спорте одно из самых тяжелых. И когда у нас такие люди выступают, это очень приятно и вызывает огромное чувство гордости. Вы сказали, что ралли — такой калейдоскоп событий, и вот хотелось бы спросить, какие самые запоминающиеся моменты были? И второй вопросик такой будет: скажите, а вот насколько сложно и насколько это затратно в различных планах подготовить команду, подготовить экипаж к выступлению на ралли?

Чагин В.Г.: О событиях, конечно, за оставшееся время не расскажешь, но что навскидку, самое яркое — это была первая победа в «Дакаре», это был 2000 год. Наш экипаж: Семен Семенович Якубов — штурман, Сергей Савостин — механик. Мы впервые победили, это была вторая победа нашей команды, финиш был в Египте в Каире. Единственный раз гонка финишировала в тот год там. Я даже от радости, помню, забрался на пирамиду, потом с трудом с нее спустился. Действительно, это было неописуемое счастье, казалось, что это произошло один раз в жизни и больше никогда не повторится. Но удалось еще нашему экипажу 5 раз выиграть «Дакар» и я был очень этому рад.

Артем Дроздов: Владимир Геннадьевич, я вынужден поблагодарить вас за сегодняшний эфир, большое вам спасибо, что вы пришли к нам в гости. Во-первых, конечно поздравить вас с наступающим Новым годом, хоть вы и сказали, что 30 вы уже улетаете в Аргентину. Конечно же, пожелать вам удачи, удачи вам как руководителю команды «КАМАЗ-мастер», удачи вашим подопечным пилотам. Вы сейчас все рассказали, какая просто изнурительная работа предстоит для вот этих вот людей. «Радио Спорт» совместно с телеканалом «Eurosport» представляет радио блог «По горячим следам «Дакара». Проект стартует 9 января и продлится до 20 января. Каждый день мы будем информировать наших слушателей о последних событиях в «Дакаре» и давать в эфир интервью с российскими участниками. И напоминаю, что в гостях у «Радио Спорт» был легенда мирового автоспорта — Владимир Чагин. Еще раз с наступающим, спасибо вам большое, Владимир Геннадьевич.

Чагин В.Г.: Я тоже поздравляю всех слушателей «Радио Спорт» с наступающим Новым Годом. Удачи, удачи, удачи в следующем году!

«Радио Спорт», эфир от 26.12.13.                                                                                                       

Теги:
Другое
Новости по теме:
лента новостей