10 Ноября 2017 15:30

Смертельная гонка за мечтой. История Пьера Левега

Смертельная гонка за мечтой. История Пьера Левега

Великий физик Нильс Бор говорил про другого великого физика Альберта Эйнштейна так: «Я еще способен понять саму теорию относительности. Вот чего я не понимаю, как Эйнштейн до нее додумался». Что ж, многие свершения удались во многом потому, что тот, кто делал первый шаг, и не помышлял о самом шаге. Эдакие одиночки, безрассудные мечтатели и свободные гении, и движут цивилизацию вперед. Одна беда - они очень рискуют и порой платят за риск жизнью. Эта история – об одном из таких мечтателей по имени Пьер Левег.

Он появился на свет в 1905-м в Париже. Мальчик был весьма спортивным и попробовал многое. Теннис, конькобежный спорт, даже хоккей. Но однажды попал на знаменитую гонку «24 часа Ле-Мана», и с той поры все прочие явления жизни перестали интересовать Пьера. Даже Мировую войну он счёл досадной паузой в карьере. Ни в какое Сопротивление не вступал, просто ждал, когда гонки возобновятся. И дождался.

Если кто не знает, «24 часа Ле-Мана» – уникальное состязание. Не кто быстрее, а кто больше проедет. По десятикилометровому кругу, проложенному во французском городе Ле-Ман, автомобили едут 24 часа. Отсюда и название. Разумеется, заезжают в боксы на дозаправку, на смену резины, но – едут. До полумиллиона болельщиков собирается на этот праздник. Словом, культовая гонка. И невероятно трудная. Недаром ее девиз – «увидеть флаг». Уже хотя бы доехать до финиша – огромное достижение. Пьер Левег мечтал стартовать, финишировать и, конечно, победить. Но все довоенные попытки были неудачны, машина сходила с гонки.

2.3.3.32-e1430798055161.jpg

Еще одна важная особенность «Ле-Мана» в том, что на одном автомобиле тогда гонялись по два-три пилота. Представлялось немыслимым продержаться за рулем сутки в одиночку. Кстати, сейчас состав команд жестко регламентирован. Одна машина – три гонщика. Не больше и не меньше. Собственно, Левег и породил это правило. Он попробовал проехать «Ле-Ман» один.

Были ж времена! Гонщики выезжали на старт крупнейших состязаний в автомобилях собственной конструкции. Левег всё сделал сам. Подготовил машину практически один и ехал тоже один! Вся его команда была – два механика-заправщика. На фоне того же «Мерседеса», привезшего в «Ле-Ман» несколько десятков человек, команда Пьера выглядела смешно. Тем не менее, после двадцати двух часов гонки он лидировал с отрывом аж в четыре круга. Держался Левег еле-еле, буквально засыпая на ходу. Разок-другой, впав в забытье, терял трассу, просыпался, останавливался, плескал в лицо холодную воду и двигался дальше. Но всему есть предел, даже такому неистовому энтузиазму. На двадцать третьем часу гонки он воткнул не ту передачу, коробка не выдержала, двигатель задымился и встал. Левег сидел на обочине и плакал, глядя, как «Мерседес» выигрывает «Ле-Ман».

71362378.jpg

Но, конечно, такая попытка бросилась в глаза. И вот в 55-м все тот же «Мерседес» предложил Пьеру место в заводской команде. Для почти пятидесятилетнего гонщика это был последний шанс победить в «Ле-Мане» и он, разумеется, согласился. Хотя и тревожился, сам не зная о чём. Потом его партнеры говорили, что Пьер поделился предчувствием того, что гонка станет для него последней. Увы, он не ошибся. На третьем часу гонки произошла кошмарная авария. Левег не был виноват, его подрезали. Пьер ничего не мог сделать. Он только успел понять, что столкновение неминуемо, и вскинул руку, предупреждая преследователя. Тот успел затормозить, так Левег спас ему жизнь. Но не себе, и не многим другим. «Мерседес» взлетел над трассой и уже загоревшись, врезался в трибуну.

Это был ад. Дым, пламя, обломки бетона, людские останки. И очень мало информации. Ведь то был 55-й, время прямых трансляций и сотен камер еще не пришло. Плюс – громадная территория фестиваля. Оргкомитет в экстренном порядке решил не останавливать гонку, опасаясь, что массовый исход сотен тысяч напуганных болельщиков вызовет панику. Так и шло. Пожарные тушили огонь, врачи и спасатели извлекали раненых и мертвых, а мимо продолжали мчаться гоночные машины. Худший день в истории автоспорта.

KMO_096855_05410_1_t222_104311.jpg

04100314.jpg

Кроме Левега тогда погибли 82 человека. В «Мерседесе» решили, что раз их машина сгубила столько душ, им и отвечать. На 32 года корпорация ушла из автоспорта. А в «Ле-Мане» серьезно усилили меры безопасности, в частности, введя то самое правило состава команды, одна машина – три гонщика.

А ведь выиграй Левег гонку в одиночку в 51-м, может, и завершил бы карьеру, и не случилась бы катастрофа. Да что толку судачить. Подвиг, даже спортивный – опасное предприятие. Но за то и любят спорт, что в нем были и будут – настоящие герои.

Текст: Денис Косинов.

Фото: lemans-history.com

Радиоверсию рубрики «Спорт и история» в исполнении Дениса Косинова слушайте каждый день в эфире «Спорт FM» в 11:45 и 14:45 по московскому времени.
Загрузка...
материалы по теме:
Загрузка...
Программа 100% УТРА 100% УТРА Эмма Гаджиева и Роман Вагин и Александр Боярский
  • Пн.
  • Вт.
  • Ср.
  • Чт.
  • Пт.
  • Сб.
  • Вс.
с 07:00 до 11:00
Подробнее
лента новостей
Загрузка...